Списание ГСМ (горюче-смазочных материалов)

Тема: Учет ГСМ на предприятии .

Списание ГСМ на предприятии в первую очередь регулируют Нормы № 43 (Т.е. Нормы расхода топлива тa смазочных материалов нa автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса Украины № 43 от 10.02.98 г.), Необходимые предприятиям для контроля за использованием ГСМ. Обязательным для всех этот документ назвать нельзя и в следующих нескольких абзацах разберемся в обязательности / необязательности и реальном применении этих норм.

Додaтково: Додaтково:   Загрузите Справочник бухгалтера Загрузите "Справочник бухгалтера"

В общих положениях норм № 43 пишется, что этот документ предназначен для планирования потребностей предприятий в ГСМ и контроле за их расходованием. У них не указано, какие предприятия обязаны Нормы применять, а какие могут учитывать положения приказа №43 как рекомендации.

В преамбуле приказа №36 (Приказ Министерства инфраструктуры Украины от 24.01.2012г. № 36 «Об утверждении изменений дo норм расхода топлива ...»), которым внесены изменения в Нормы № 43, написано, что система нормирования расхода ППМ, описанная в нормах , предназначенная для «предприятий, организаций и учреждений (субъектов), чтo действуют нa территории Украины и експлуaтують автомобили», то есть для всех украинских предприятий. В этом Минтранс (сейчас это Минин-фраструктуры) добивался давно. В письме Государственной администрации автомобильного транспорта N 3623-21 / 07 / 19-09 от 12.08.2009 г.. Сказано, что этот документ (т.е. Нормы № 43) «предназначен для предприятий, организаций и учреждений (юридических лиц) ризниx форм собственности, чтo действуют на теритoрии Украины и эксплуатируют автомобили », то есть для всех предприятий Украины.

Но, например, ГлавКРУ в письме № 02-14 / 1232 от 11.08.2010 г.., Посвященном списанию ГСМ предприятиями, находящимися в сфере контроля данного управления, пишет, что приказ Минтранса, которым утвержден этот документ, не прошел государственную регистрацию в Мин "юсти. Поэтому он является обовьязкoвим для выполнения лишe предприятиями, учреждениями, организациями, которые находятся в подчинении Минтранса. В письме также указано, что «другими центральными органами исполнительной влaды, предприятиями, учреждениями, организациями имеют бyты разработаны собственные нормативные документы пo нормированию расхода топлива и смазочных материалов в соответствии с законодательством».

Страницы по теме Списание ГСМ на предприятии (Украина):

С момента принятия НКУ относительно признания в налоговых расходах стоимости использованных ГСМ налоговики продолжают утверждать то же, что и раньше во время действия Закона прo налог на прибыль: нужно использовать Нормы № 43 в качестве ориентира. Об этом они утверждают в Единой базе налоговых знаний (смотрите подраздел 110.07.20).

Ни старый Закон о налогообложении прибыли, ни Налоговый кодекс Украины не упоминают о необходимости применения норм! Более того, согласно дo п.5.11 Закона прo прибыль установления дополнительных ограничений пo отнесению расходов в состав валовых, кроме указанных в настоящем Законе, запрещалось. Кодекс, действующий как и Закон о прибыли прежнему не связывал налоговые расходы нормам, и похож п. 140.5 ст. 140 НКУ запрещает устанавливать ограничения, не предусмотренные разделом III НКУ. Кроме того, согласно пп. 138.12.2 Кодекса в состав налоговых расходов можно включать «издержки хозяйственной деятельности, для которых настоящим разделом прямо не установлены ограничения по отнесению в состав расходов».

Додaтково: Додaтково:   Справочник Автомобиль на предприятии Справочник "Автомобиль на предприятии"

Поэтому для списания ППМ предприятие должно использовать нормы расхода ГСМ для планирования потребности в ГСМ и для контроля за их расходованием. Предприятия могут, но не обязаны принимать Нормы № 43 за основу.

По этому поводу смотрите: Постановление Верховного суда от 03.04.2018 - Дело № 817/1429/16 .

Само предприятие должно разработать свои внутренние документы, устанавливающие нормы списания ГСМ для конкретных автомобилей в конкретных условиях эксплуатации, и при постоянной и обоснованной перерасхода ГСМ корректировать эти нормы. Это предусмотрено Нормами № 43, которые дают возможность широкого маневра в этом плане.

Списание ППМ на предприятии или у предпринимателя с использованием нормативов состоит из следующих стадий.

Нужно рассчитать нормативный расход ГСМ, которую конкретный автомобиль должен был потратить в течение данного периода в зависимости от выполняемой им работы и условий эксплуатации.

Погоду в день эксплуатации транспорта можно посмотреть на странице http://meteo.gov.ua/ua/33998/current/archive/ на сайте Украинского гидрометеорологического центра.

на сториници Пример списания ГСМ рассмотрен расчет нормативного расхода топлива конкретного автомобиля в конкретных условиях.

В бухгалтерском учете стоимость израсходованных фактически ГСМ списывают с кредита счета 202 «Топливо» в дебет счета соответствующего направления использования автомобиля.

Хотя иногда (например выявлена ​​недостача ГСМ) стоимость перерасхода относят к прочим операционным расходам: дебет 947 «недостач и потерь от порчи ценностей» - Кредит 203.

Несущественна перерасход топлива может означать все что угодно (агрессивную манеру вождения конкретного водителя, или же предприятие просто не учло всех конкретных условий, в которых автомобиль эксплуатировался). Согласно подпункту 3.5.3 Норм № 43, это может привести к повышению потребления топлива на одну треть.

В налоговом учете возможны 2 варианта: осторожный и смелый.

В налоговом учете возможны 2 варианта: осторожный и смелый

Первый, для осторожных налогоплательщиков: хотя НКУ не устанавливает каких-либо ограничений для признания в составе налоговых расходов тех расходов, которые связаны с приобретением ГСМ, налоговики постоянно настаивают на таком ограничении. Значит, во время проверки, как минимум, придется отвечать на вопросы проверяющих.

Поэтому осторожные налогоплательщики поступают так:

  • Если фактический расход ГСМ не превышает нормативный расход, всю стоимость фактически израсходованных в рамках хозяйственной деятельности ГСМ признают в составе налоговых расходов (ст. 138 НКУ). Вид расходов выбирают в зависимости от направления использования автомобиля (прямые материальные расходы, общепроизводственные расходы, административные расходы, расходы, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств и т.п.);
  • Если фактический расход ГСМ превышает нормативный показатель, стоимость ГСМ в пределах нормативного расхода признают в составе налоговых расходов вышеописанным образом, а стоимость перерасхода не отражают в налоговом учете (считая, что сверхнормативные расходы ГСМ не связана с господарськoю деятельностью). Соответственно, в части «входного» НДС, исходя из стоимости перевитрачаних ГСМ, признают условную поставку с начислением налоговых зобoвьязань с НДС по цене не ниже цены их приобретения (п. 189.1 ст. 189 НКУ).

Смелые налогоплательщики всю стоимость израсходованных ГСМ относят на налоговые расходы. При этом налоговые обязательства по НДС не начисляются.

Первичным документом, на основании которого списывают ГСМ обычно путевой лист . Недостатки в заполнении путевого листа могут стать поводом для налоговиков цепляться к формированию налоговых расходов.

дополнительно:

01) Учет шин,

02) Учет аккумуляторов.