Украинский-бразильская космическая программа: провал, долги и криминал

В фицийна история проекта "Циклон-4" начинается в 2003 году.

Тогда было заключено соглашение о создании наземного комплекса на пусковом центре "Алкантара" (Бразилия), предоставление услуг в интересах национальных космических программ Украины и Бразилии, а также коммерческих заказчиков пусковых услуг.

Согласно договору, до конца 2006 года должны были пройти испытания и ввод в штатную эксплуатацию ракетного комплекса "Циклон-4".

Для этого Бразилия предоставляла космодром и обеспечивала инфраструктуру. Украина должна была разработать ракету-носитель "Циклон-4", провести испытания, подготовить производственную базу и изготовить технологический электромеханический макет ракеты-носителя для испытаний и первого летного образца ракеты-носителя .

Украина планировала получить ряд экономических и политических выгод. В частности, экономическая цель проекта заключалась в загрузке мощностей "Южмаша".

Также ожидались заказ на высокотехнологичные продукты 20 флагманских предприятий отрасли, создание нескольких тысяч рабочих мест, реанимация отдельных направлений металлургической, химической и электротехнической промышленности.

Кроме того, правительство ориентировалось на политические выгоды, преимущества которых становятся еще более очевидными в трудные времена. Так, только некоторые страны могут себе позволить космические программы и Украины попала бы к элитарному клубу таких государств.

Наконец, Украина могла бы получить свой спутник связи, частотами которого пользовались бы наши военные. Не мешало бы это и для гражданских целей. "Циклон-4" имеет ценность для исследований по зондирования земли и метрологии - исследование атмосферы. Правительство надеялось оказывать услуги на коммерческой основе.

Украина могла бы использовать "Циклон-4" на космодроме "Алкантара" для вывода в межпланетное пространство крупных грузов - сателлитов, космических кораблей, зондов - или торговать своей квоте логистических мощностей.

Правда, на этапе планирования проекта эта составляющая не была посчитана. Так, председатель Государственного космического агентства отметил , Что конкуренция на мировом рынке предоставления космических услуг высока и обеспечения рентабельности функционирования космического ракетного комплекса "Циклон-4" не гарантировано.

Для реализации международного проекта "Циклон-4" государственное предприятие "Конструкторское бюро" Южное имени М. К. Янгеля "привлекло кредиты под государственные гарантии: 150 млн долл в 2004 году и 260 млн долл в 2011 году.

Интересно, что на сайте Минфина, в разделе "Государственные гарантии, предоставленные с 2004 года", о кредите 2004 года на проект "Циклон-4" информации нету. Однако при обсуждении очередного закона о финансировании проекта "Циклон-4" в парламенте факт предоставления гарантий был подтвержден .

Данные о государственных гарантиях в 2004 году Минфин отказался предоставить даже на запрос. Правительство в течение 11 лет платил обязательства по государственным гарантиям. В бюджете 2017 не предусмотрены расходы на "вечную" программу погашения долговых обязательств, предоставленных государством для создания проекта "Циклон-4".

Однако это не является признаком завершения проекта. Пока нет не только доходов, но и ракетного комплекса. Хотя сроки проекта выросли с трех до одиннадцати лет, в полном объеме не готова даже конструкторская документация на ракетоноситель.

В медиапространстве есть информация о готовности проекта на 90% и сообщение , Что "в соответствии с графиком, согласованным в январе, отработка узлов, агрегатов и систем ракеты" Циклон-4 "завершится во втором полугодии 2017 года".

При этом неизвестно, ракета вообще когда-нибудь полетит в космос. Через 12 лет реализации проекта в 2015 году Бразилия денонсировала договор.

По предварительной оценке КБ "Южное", ущерб, нанесенный Украине в результате одностороннего прекращения действия договора, могут достичь 805 860 000 долл. Через географические особенности заменить Бразилию в проекте очень трудно.

Есть разные объяснения срыва реализации проекта. Здесь и "рука Москвы", и невыполнение условий договора со стороны Бразилии, медлила с оформлением документации и выделением территории для пускового комплекса, и политическая и экономическая ситуация в этом государстве. Несмотря на то, немалая вина и украинской стороны.

Результат не удивит, если обратить внимание на интересные особенности проекта, проявлявшиеся в течение одиннадцати лет и является подобными других инвестиционных проектов, которые реализуются с помощью государственных гарантий.

Неизвестно, как считался экономический эффект от проекта, который финансировался за счет государства. Достоверно неизвестны его масштабы . Первичные материалы по утверждению проекта должны отметку "Для служебного пользования".

В 2015 году, когда бразильская сторона вышла из проекта, было указано, что в отношении стоимости и выгод проекта вызывает много вопросов. Специалисты Счетной палаты констатировали, что условия этого кредита были невыгодными для Украины, а именно его привлечения - экономически необоснованным.

Председатель государственного космического агентства отметил, что коммерческий успех проекта на высококонкурентном рынке пусковых услуг не гарантирован.

Не менее вопросов порождает состояние исполнителя проекта. ГП "Южное имени М. К. Янгеля", которое получало государственные гарантии, - седьмой в топ-10 государственных предприятий, создающих фискальные риски.

Официально объявлены причины рисков - лишь вершина айсберга. Минэкономики ничего не говорит о миллионных обязательства предприятия по валютным кредитам и об отсутствии в КБ готовых разработок, которые бы гарантировали успех нового проекта. Кроме того, это ГП - в перечень предприятий, саботируют требование проведения аудита .

Предприятие систематически нарушает условия заключенных контрактов. Оно также сорвано выполнение другого приоритетного проекта Национальной космической программы - создание космического аппарата "Сич-2" . Стоимость проекта в течение реализации выросла в три раза до 488 млн долл, а сроки выполнения не раз откладывались.

Реализация проекта имеет криминальный оттенок. Счетная палата отметила, что руководство ГП "КБ" Южное "использовало кредиты по своему усмотрению, без учета требований кредитного соглашения и экономических интересов государства.

В отдельных случаях средства предоставлялись коммерческим структурам как беспроцентная ссуда или коммерческим банкам - под низкие процентные ставки. По этим операциям было проведено уголовное расследование.

Накануне введения временной администрации в соответствующие банки руководство КБ предоставило кредиты ПАО "Банк" Таврика "(1 млн грн)," Хрещатик "(3 млн долл) и" Дельта банк "(5 млн долл.) В 2005-2015 годах был размыт уставный фонд ГП в общем фонде банка "Новый" с 41,85% акций до 18,329%.

Проверяется информация об использовании валютных средств на условиях, значительно отличающихся от рыночных. Сейчас Prosecutor General's Office of Ukraine начала несколько уголовных внедрений по этим фактам.

Колонка является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Точка зрения редакции «Экономической правды» и «Украинской правды» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.