Нюансы проведения обязательного аудита финансовой отчетности и аудит предприятий, представляющих общественный интерес

  1. общие положения
  2. Требования к субъектам аудиторской деятельности, имеющих право проводить обязательный аудит финотчетности...
  3. Профессиональный скептицизм
  4. Назначение и отстранение субъекта аудиторской деятельности от предоставления услуг по обязательному...
  5. Продолжительность задачи по обязательному аудиту финотчетности предприятий, представляющих общественный...
  6. выявление нарушений
  7. ответственность
  8. переходные положения

С 1 января 2018 вступил в силу Закон Украины от 21 декабря 2017 № 2258-VIII   Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности   (Далее - Закон), который вводится в действие с 1 октября 2018   общие положения   Данный Закон, в частности, определяет требования к субъектам аудиторской деятельности, имеющих право проводить обязательный аудит финансовой отчетности, в том числе обязательный аудит государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций принадлежат государству, политических партий

С 1 января 2018 вступил в силу Закон Украины от 21 декабря 2017 № 2258-VIII "Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности" (Далее - Закон), который вводится в действие с 1 октября 2018

общие положения

Данный Закон, в частности, определяет требования к субъектам аудиторской деятельности, имеющих право проводить обязательный аудит финансовой отчетности, в том числе обязательный аудит государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций принадлежат государству, политических партий .

Приведем некоторые определения для освещения данного вопроса. Так, согласно:

- абз. 21 в. 1 Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" предприятия, представляющим общественный интерес, - это предприятия - эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятий и малых предприятий) и предприятия, которые в соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" относятся к крупным предприятиям;

- п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона субъект аудиторской деятельности - аудиторская фирма или аудитор, отвечающий следующим критериям: осуществляет аудиторскую деятельность как физическое лицо - предприниматель или осуществляет независимую профессиональную деятельность; приобрел право на осуществление аудиторской деятельности по основаниям и в порядке, предусмотренных Законом; включен в Реестр как субъект аудиторской деятельности;

- п. 16 ч. 1 ст. 1 Закона обязательный аудит финансовой отчетности - аудит финансовой отчетности (консолидированной финансовой отчетности) субъектов хозяйствования, которые в соответствии с законодательством обязаны обнародовать или предоставить финансовую отчетность (консолидированную финансовую отчетность) пользователям финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом, проводимой суб объектами аудиторской деятельности по основаниям и в порядке, предусмотренных Законом;

- п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона задачи по обязательному аудиту финансовой отчетности - задача по предоставлению обоснованной уверенности, что принимается и выполняется субъектом аудиторской деятельности в соответствии с требованиями Закона и международных стандартов аудита путем проверки финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности с целью выражения независимого мнения аудитора о ее соответствие во всех существенных аспектах и ​​соответствие требованиям международных стандартов финансовой отчетности или национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета и законов.

Требования к субъектам аудиторской деятельности, имеющих право проводить обязательный аудит финотчетности

Заметим, требования к внутренней организации субъектов аудиторской деятельности, имеющих право проводить обязательный аудит финансовой отчетности определяет ст. 23 Закона.

Также, устанавливаются ограничения на одновременное предоставление предприятиям, представляющим общественный интерес, услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности и таких неаудиторских услуг:

1) составление налоговой отчетности, расчета обязательных сборов и платежей, представительства юридических лиц в спорах по указанным вопросам;

2) консультирование по вопросам управления, разработки и сопровождения управленческих решений;

3) ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;

4) разработка и внедрение процедур внутреннего контроля, управления рисками, а также информационных технологий в финансовой сфере;

5) оказание правовой помощи в форме: услуг юрисконсульта по обеспечению ведения хозяйственной деятельности; ведение переговоров от имени юридических лиц; представительства интересов в суде;

6) кадровое обеспечение юридических лиц в сфере бухгалтерского учета, налогообложения и финансов, в том числе услуги по предоставлению персонала, принимающего управленческие решения и отвечает за составление финансовой отчетности;

7) услуги по оценке;

8) услуги, связанные с привлечением финансирования, распределением прибыли, разработкой инвестиционной стратегии, кроме услуг по предоставлению уверенности в финансовой информации, включая проведение процедур, необходимых для подготовки, обсуждения и выпуска писем-подтверждений в связи с эмиссией ценных бумаг юридических человек.

Важно! Субъект аудиторской деятельности и / или участник аудиторской сети (сети) имеет право предоставлять услуги, предусмотренные п. 7 ч. 4 ст. 6 Закона (услуги по оценке), в случае, если:

а) такие услуги не влияют прямо или имеют несущественное влияние отдельно или в целом на финансовую отчетность, подлежит аудиту;

б) оценка влияния на финансовую отчетность, подлежащего аудиту, надлежащим образом задокументирована и объяснена в дополнительном отчете, что направляется аудиторском комитета заказчика

в) субъект аудиторской деятельности придерживается принципов независимости, установленных Законом.

Профессиональный скептицизм

В соответствии со ст. 9 Закона аудиторы и субъекты аудиторской деятельности при предоставлении аудиторских услуг обязаны соблюдать принцип профессионального скептицизма, который предусматривает допущение возможности существенного искажения информации, раскрыта в финансовой отчетности, вследствие выявленных при проведении аудита фактов или поведения, указывающие на нарушения, в том числе мошенничество или ошибку, несмотря на предыдущий опыт аудитора и субъекта аудиторской деятельности по честности и порядочности должностных лиц юридического лица, финансовая отчетность яко й проверяется.

Аудитор и субъект аудиторской деятельности должны критически и с сомнением подходить к примененных юридическим лицом оценок справедливой стоимости, уменьшение (восстановление) полезности активов, обеспечений (резервов) и будущего движения денежных средств, влияющих на оценку способности юридического лица продолжать свою деятельность на непрерывной основе.

Назначение и отстранение субъекта аудиторской деятельности от предоставления услуг по обязательному аудиту финотчетности

Субъект аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности назначается общим собранием акционерного общества, общим собранием участников, основателем в негосударственных унитарных предприятиях, органом управления по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики государственных (коммунальных ) предприятий и хозяйственных обществ, в которых государству принадлежит 100% акций (долей, паев) уставного капитала, другим высшим органом управления соответ в с законодательством и учредительными документами. Предназначенным для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности может быть субъект аудиторской деятельности, который отвечает требованиям, установленным Законом, и включен в соответствующий раздел Реестра (ч. 1 ст. 29 Закона).

В случае если общее собрание участников хозяйственного общества не могут произойти в связи с отсутствием кворума, решение о назначении аудитора может быть принято наблюдательным советом такого общества. В случае если наблюдательный совет не сформирована или ее создание не обязательно в соответствии с законодательством, решение о назначении субъекта аудиторской деятельности может быть принято исполнительным органом такого общества.

Обращаем внимание! Запрещается устанавливать в договорах между юридическим лицом, финансовая отчетность которого подлежит проверке, и третьей стороной требования или критерии к субъектам аудиторской деятельности, которые могут быть предназначены для оказания услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности данного юридического лица, или указывать перечень субъектов " объектов аудиторской деятельности, из которых может быть сделан выбор, либо наименование конкретного субъекта аудиторской деятельности. Положение такого договора, ограничивает выбор для назначения субъекта аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту юридического лица, являются ничтожными.

Предприятие, представляющей общественный интерес, обязано немедленно проинформировать Инспекцию о попытке третьей стороны установить указанные договорные положения или иным образом повлиять на назначение субъекта аудиторской деятельности.

На предприятиях, представляющих общественный интерес, проводят конкурс по отбору субъектов аудиторской деятельности, которые могут быть предназначены для оказания услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности этого предприятия. В конкурсе могут принимать участие субъекты аудиторской деятельности, соответствующие требованиям, установленным Законом к субъектам аудиторской деятельности, которые могут оказывать услуги по обязательному аудиту финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес, включенные в соответствующий раздел Реестра, в которых за предыдущий годовой отчетный период сумма вознаграждения от каждого из предприятий, представляющих общественный интерес, которым предоставлялись услуги по обязательному аудиту финансовой отчетности в течение этого периода, не превышала 15% общей суммы дохода от оказания аудиторских услуг и не имеющие ограничений, связанных с продолжительностью предоставления услуг этому предприятию (абз. 1 ч. 3 ст. 29 Закона).

Для проведения конкурса предприятие, представляющей общественный интерес, должен разработать и обнародовать порядок его проведения и однозначные прозрачные и недискриминационные критерии отбора менее двух субъектов аудиторской деятельности, представляемых на рассмотрение органов, назначают субъектов аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязанности "языкового аудита финансовой отчетности.

Субъектам аудиторской деятельности, изъявивших желание участвовать в конкурсе, бесплатно предоставляется тендерная документация, раскрывает информацию о деятельности предприятия, представляющей общественный интерес, и содержит задания по обязательному аудиту финансовой отчетности.

Ответственность за проведение конкурса возлагается на аудиторский комитет предприятия, представляющей общественный интерес, или другой орган (подразделение), на который возложены соответствующие функции.

Предприятие, представляющей общественный интерес, обязано предоставить по требованию Инспекции подтверждения соблюдения процедуры отбора и прозрачности проведения конкурса и формирования рекомендаций аудиторского комитета.

Орган управления или надзорный орган формируют предложения для органа, указанного в части первой настоящей статьи, о назначении субъекта (субъектов) аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности, должны включать рекомендации аудиторского комитета или органа (подразделения ), на который возложены соответствующие функции, а также обоснованные рекомендации по выбору одного субъекта аудиторской деятельности или группы субъектов аудиторской деятельности, которые будут предоставлять услуги по аудиту совместно. Если предложения органа управления или наблюдательного органа не учитывают рекомендации аудиторского комитета, то должно быть приведено обоснование соответствующих предложений. Однако субъект аудиторской деятельности, предложенный органом управления или надзорным органом, должно быть из числа субъектов аудиторской деятельности, которые принимали участие в конкурсе и соответствуют требованиям, указанным в ч. 3 ст. 29 Закона.

Важно! Субъект аудиторской деятельности может быть отстранен от выполнения задания по обязательному аудиту финансовой отчетности до окончания срока, определенного договором с органом управления юридического лица, которому предоставляются соответствующие аудиторские услуги. Отстранение субъекта аудиторской деятельности от выполнения задания по обязательному аудиту может быть осуществлено органом управления на основании достаточных обоснованных доказательств нарушения субъектом аудиторской деятельности требований закона. Расхождения во мнениях относительно ведения бухгалтерского учета и раскрытия информации в финансовой отчетности и процедур аудита не является основанием для отстранения субъекта аудиторской деятельности от выполнения задания по обязательному аудиту. Отстранение от выполнения задания по обязательному аудиту финансовой отчетности может быть обжаловано в суд (ч. 9 ст. 29 Закона).

Владельцы 5 и более процентов акций (долей, паев) уставного капитала предприятия, представляющей общественный интерес, надзорный орган этого предприятия, Инспекция, орган государственной власти, к которому в соответствии с законодательством подается финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением, могут обратиться в суд с требованием в орган управления об отстранении субъекта аудиторской деятельности при наличии фактов нарушения закона (ч. 11 ст. 29 Закона).

Продолжительность задачи по обязательному аудиту финотчетности предприятий, представляющих общественный интерес

Предприятие, представляющей общественный интерес, назначает субъекта аудиторской деятельности для выполнения первой задачи по аудиту финансовой отчетности минимум на один год. Срок выполнения такой задачи может быть продлен. При этом непрерывная продолжительность выполнения задания по обязательному аудиту финансовой отчетности для субъекта аудиторской деятельности не может превышать 10 лет (ч. 1 ст. 30 Закона).

После окончания срока максимальной продолжительности выполнения задания по обязательному аудиту финансовой отчетности, указанного в ч. 1 ст. 30 Закона, или по истечении срока продолжительности выполнения задачи, продленного в соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона, субъект аудиторской деятельности или в соответствующих случаях члены его сети не должны оказывать услуги по обязательному аудиту финансовой отчетности том же предприятию, представляющей общественный интерес, в течение следующих 4-х лет.

Важно! Максимальная продолжительность выполнения задачи по обязательному аудиту финансовой отчетности может быть продолжена, но не более чем на сроки, указанные в ч. 4 ст. 30 Закона, только если по рекомендации аудиторского комитета орган управления предлагает органа, в соответствии с Законом осуществляет назначение субъекта аудиторской деятельности, продолжить выполнение задачи и это предложение одобряется.

Согласно ч. 4 ст. 30 Закона по истечении срока выполнения аудиторского задания, определенного в части первой этой статьи, предприятие, представляет общественный интерес, может продлить срок выполнения субъектом аудиторской деятельности задачи по аудиту:

1) на 10 лет по результатам открытого конкурса по отбору субъекта аудиторской деятельности, проводимой в соответствии с требованиями Закона;

2) на 14 лет, если в исполнении аудиторского задания одновременно будет участвовать несколько субъектов аудиторской деятельности, а не один при условии, что по результатам обязательного аудита представляется общий аудиторский отчет.

Ключевые партнеры по аудиту, ответственные за проведение обязательного аудита финансовой отчетности, прекращают свое участие в обязательном аудите финансовой отчетности предприятия, представляющей общественный интерес, не позднее чем через семь лет с даты их назначения. Они не имеют права участвовать в решении задачи по обязательному аудиту этого предприятия в течение следующих трех лет (ч. 5 ст. 30 Закона).

Субъект аудиторской деятельности должно обеспечить ротацию аудиторов, привлеченных к выполнению задания по обязательному аудиту финансовой отчетности. Механизм постепенной ротации применяется поэтапно к конкретным лицам, а не ко всей группе, которая выполняет задание.

В целях ст. 30 Закона:

- продолжительность выполнения задания по обязательному аудиту финансовой отчетности рассчитывается с первого финансового года согласно договору на проведение аудита, согласно которому субъект аудиторской деятельности впервые назначается выполнять задачи по обязательному аудиту одного и того же предприятия, представляющей общественный интерес ;

- субъект аудиторской деятельности включает других субъектов аудиторской деятельности, присоединились к нему в процессе реорганизации.

Если в связи с процессами реорганизации или изменениями в структуре собственности субъекта аудиторской деятельности существует неопределенность относительно даты, с которой он начал выполнение задачи по обязательному аудиту, такой субъект аудиторской деятельности обязан немедленно сообщить об этом Инспекцию, окончательно определяет соответствующую дату.

выявление нарушений

Согласно ст. 31 закона:

  1. 1. Если аудитор или ключевой партнер при выполнении задания по обязательным аудита финансовой отчетности предприятия, представляющей общественный интерес, имеет достаточный основания подозревать, что могли иметь место или имели место нарушения, в частности мошенничество в отношении финансовой отчетности такого предприятия, он должен проинформировать о них орган управления предприятия и построении орган управления расследов такой вопрос и принять Соответствующие меры по устранению ЭТИХ нарушений и недопущения их повторного совер ения в дальнейшем.
  2. 2. Если предприятие, представляющей общественный интерес, не расследует этот вопрос, субъект аудиторской деятельности, предоставляет такому предприятию услуги по обязательному аудиту финансовой отчетности, обязан проинформировать об этом орган, который в соответствии с законодательством осуществляет надзор за деятельностью соответствующего предприятия, представляющей общественный интерес.

Представление субъектом аудиторской деятельности такой информации не является нарушением договорного или правового ограничения по раскрытию информации.

  1. 3. Аудиторы и субъекты аудиторской деятельности обязаны представлять в установленном порядке и в случаях, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" , Информацию центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и центральному органу исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

ответственность

Согласно новой ст. 163-16 Кодекса Украины об административных правонарушениях (вступит в силу с 1 января 2019), нарушение порядка обнародования финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом влечет за собой наложение штрафа от 1000 до 2000000 тысяч рублей.

Повторное на протяжении года совершение соответствующего нарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, -

влечет наложение штрафа от 2000000 до 3000000 тысяч рублей.

переходные положения

закон вступил в силу с 1 января 2018 и вводится в действие с 1 октября 2018 года, кроме пп. 1 п. 9 раздела Х "Заключительные и переходные положения" о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, который вступает в силу через 12 месяцев со дня вступления в силу Закона.

9 раздела Х Заключительные и переходные положения о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, который вступает в силу через 12 месяцев со дня вступления в силу Закона

Смотрите также:

Похожие

Аудит безопасности - техническая защита
Обращаем ваше внимание, что, связавшись с нами, вы даете согласие на обработку данных: имя, компания, адрес электронной почты, адрес, адрес, номер телефона для целей маркетинга, предложения и рекламы в отношении услуг, предлагаемых Professional Business Intelligence ". Скарбец "и связанные с ним юридические лица. детали Аудит безопасности / Техническая защита
... по налогу на прибыль предприятия за I квартал, полугодие, три квартала составляется и добавляется проме...
... по налогу на прибыль предприятия за I квартал, полугодие, три квартала составляется и добавляется промежуточная финансовая отчетность, состоящая баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаний к финансовой отчетности. Однако, другие территориальные органы, например главные управления ДФС в Ивано-Франковской и Ровенской областях И ДФС
Бухгалтерский учет нераспределенной прибыли и непокрытого убытка
общие основы В соответствии с Инструкцией №291, для учета нераспределенной прибыли или непокрытого убытка текущего и прошлых лет, а также использованной в текущем году прибыли назначен счет синтетического учета 44 «Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)» . Счет 44 имеет 3 субсчета: 441 «Прибыль нераспределенная»;
Нужен ли сторонний аудит безопасности?
По мере появления сообщений об угрозах безопасности и нарушениях данных клиенты хотят получить дополнительную гарантию того, что организации можно доверять их конфиденциальную информацию. Поскольку предприятия стремятся
Apple как поставщик услуг мобильной связи: предлагает Apple SIM
Для новых модели IPad , которые позволяют не только подключаться к беспроводной сети через мобильную сеть, покупатели имеют выбор, использовать ли они свой собственный тарифный план и вставить нано-SIM-карту в соответствующий слот или просто хотят использовать Apple SIM. С iPad Pro предложение Apple было реализовано как eSIM, а с другими планшетами, такими как новый iPad 2018, это касается обычной Nano SIM-карты с логотипом Apple?
Требования NVIDIA к RTX по скорости не достигаются без поддержки игр
Требования NVIDIA к RTX по скорости не достигаются без поддержки игр Вот где начинается трассировка лучей. Лучи света проецируются от пикселей или источника света, в зависимости от алгоритма, затем отражаются от сцены, пока не попадут на камеру или источник света. Это именно то, как мы видим вещи - фотоны отражаются от объектов, изменяют их длины волн и в конечном итоге попадают в наши глаза. Как мы
Выполнение и сбор внутренних газовых установок в зданиях (1). Правила распространения
... поиском соответствующих правил, касающихся правил, которые должны регулировать отдельные этапы процесса строительства в области внутренних газовых установок, толкование этих положений создает споры и даже препятствует эффективному вводу в эксплуатацию готовой газовой установки. В этой публикации автор попытается осветить основные проблемы и найти ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся реализации и приема внутренней газовой установки. Попытка обсудить следующие темы является
Фитнес-трекер: тесты, новости, сравнения
18 мая 2019 г. Шесть недель теста Fitbit Inspire HR - вот результаты и несколько причин, по которым Inspire HR подходит очень близко к Charge 3. СОВЕТНИК Узнайте все о фитнес-трекерах, их работе, их преимуществах и недостатках. ПРОИЗВОДИТЕЛЬ Здесь вы найдете наиболее важных производителей и обзор их продуктового портфеля. БАЗА ДАННЫХ ПРОДУКТА Ищете продукт с определенной функциональностью? Здесь вы найдете
С iPad Pro предложение Apple было реализовано как eSIM, а с другими планшетами, такими как новый iPad 2018, это касается обычной Nano SIM-карты с логотипом Apple?
БАЗА ДАННЫХ ПРОДУКТА Ищете продукт с определенной функциональностью?