Азиатский конкурс программ помощи

  1. Японская стратегия из Вашингтона
  2. Концепция базы данных
  3. Пекин создает Азиатский всемирный банк
  4. Экономическое будущее Азии

В Пекине встретились министры финансов Японии и Китая. Обе страны должны укреплять финансовое сотрудничество и продвигать инфраструктурные программы в Азии. На фоне потепления отношений существует конкуренция за влияние в соседних странах, что приводит к конкурирующим программам поддержки и помощи.

(инфографика Дариуша Гущика)

(инфографика Дариуша Гущика)

(инфографика Дариуша Гущика)


Недавно премьер-министр Японии Синдзо Абэ объявил о новой программе помощи азиатским странам. Это ответ на китайскую инициативу создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Оба проекта направлены на поддержание развития за счет инвестиций в инфраструктуру. Программа, объявленная Токио также для политического измерения. Япония хочет компенсировать растущее влияние Китая в регионе.

Объявление премьер-министра Абэ программа По прогнозам, в ближайшие пять лет Япония выделит 110 миллиардов долларов на инфраструктурные проекты в Азии, тесно сотрудничая с Японским банком международного сотрудничества (JBWM) и Азиатским банком развития (ABR). Это на 10 миллиардов долларов больше, чем бюджет Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (ABII), основанного Китаем.

Власти Токио объявили, что они увеличат текущее финансовое участие в регионе на 30 процентов. Более половины этой суммы будет предоставлено ABR. Остальные будут предоставлены японскими агентствами, предлагающими помощь в целях развития. Цели обоих проектов очень похожи. Регион нуждается в инвестициях в инфраструктуру, особенно для развития дорог и портов. С политической точки зрения важно, кто организует финансирование - Китай или Япония, возможно, при поддержке США.

Японская стратегия из Вашингтона

Дата японской концепции не случайна. Всего несколько недель назад премьер-министр Абэ посетил Соединенные Штаты. Впервые в истории японского лидера произошло перед объединенными палатами американского конгресса, сената и палаты представителей. В своем выступлении он подчеркнул важность тесного американо-японского сотрудничества в области экономики и обороны. Он призвал конгрессменов поддержать Прозрачное партнерство (ПТ), продвигаемое президентом Обамой. Соглашение в настоящее время обсуждается 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона. С одной стороны, ПТ укрепит сотрудничество между будущими подписавшими сторонами, с другой - ослабит позиции Китая в регионе. >> Читать: Медленный марш к свободной торговле в Тихом океане

Вопросы безопасности в Азии были не менее важной темой переговоров премьер-министра Японии. Однако ключевые решения были приняты непосредственно перед встречей двух лидеров. Визиту премьер-министра Абэ предшествовала встреча министров обороны и министров иностранных дел Японии с государственным секретарем Джоном Керри и министром обороны Эштоном Картером. В ходе обсуждений, проведенных в Нью-Йорке по рабочей формуле 2 + 2, были разработаны новые руководящие указания относительно американо-японского военного сотрудничества.

До сих пор Япония и США ужесточили свое военное партнерство, что было истолковано как ответ Китая на территориальные претензии к японским островам, лежащим в Восточно-Китайском море. Токио пересмотрел текущую военную стратегию. Впервые после окончания Второй мировой войны японская армия перестала выполнять только оборонительную функцию. Для премьер-министра Абэ визит в Соединенные Штаты стал важным элементом укрепления позиций Японии в Азии, особенно в контексте недавних действий, предпринятых КНР.

Концепция базы данных

Азиатский банк развития (АБР) предопределенный в 2014 году 23 миллиарда долларов на поддержку инфраструктурных проектов. Крупнейшими бенефициарами кредитов ABR были Индия (3,46 млрд долларов США), Пакистан (3,03 млрд долларов США), Китай (2,76 млрд долларов США), Вьетнам (2,36 млрд долларов США) и Индонезия (1,76 млрд долларов США). миллиард долларов).

Краткое резюме показывает, что:

- почти 40 процентов все кредиты были использованы для развития сети связи (включая строительство высокоскоростного железнодорожного транспорта);

- 23 процента бюджет был выделен на софинансирование проектов в энергетическом секторе;

- 9 процентов он поддерживал проекты, связанные с управлением водными ресурсами (улучшение доступа к качественным водам, снижение водопотребления или повышение безопасности наводнений).

Транспорт, телекоммуникации и энергетика были признаны в качестве ключевых областей. Власти Токио воспользовались опытом ABR в разработке новой концепции помощи в целях развития. Транспорт, современные технологии, уменьшающие потребление энергии и выбросы CO2, управление водными ресурсами и сотрудничество в рамках ГЧП стали осью новой японской экономической программы, направленной на стимулирование развития в регионе.

Вскоре после возвращения из Вашингтона японский лидер представил программа Партнерство для инфраструктуры качества - инвестиции в будущее Азии, что является встречным предложением китайского видения развития региона. Токио использовал более тесное сотрудничество с США, чтобы усилить стратегию, чтобы уравновесить роль ABII в регионе, особенно после того, как почти 60 стран присоединились к новому китайскому банку.

Япония основывала свою программу на четырех основных опорах. Целью является:

Прежде всего - укрепление существующих программ помощи и эффективное использование доступных инструментов. Японское агентство содействия развитию (JAPR) увеличится на 25%. пул существующих кредитов на помощь развитию. JAPR предоставляет ежегодные кредиты в размере 5 млрд. Долларов США, и три четверти финансирования расходуется на инфраструктурные проекты. Кроме того, агентство увеличит средства на техническую помощь и гранты помощи, а также упростит и сократит процедуры получения финансовой помощи. Программа ОПР ( официальная помощь в целях развития ) используется национальными правительствами и правительственными учреждениями, и для завершения всего проекта требуется не менее четверти бюджета.

Второе - сотрудничество Японии с Азиатским банком развития (АБР). ABR увеличит пул выданных кредитов на 50 процентов. и расширит портфель проектов, для которых он предоставляет финансирование. Кроме того, банк будет работать с JAPR. Оба учреждения будут совместно финансировать инфраструктурные проекты, реализуемые в рамках государственно-частного партнерства.

В-третьих, расширение функций Японского банка международного сотрудничества (JBWM). Благодаря новой квалификации JBWM будет активно поддерживать проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) с высоким инвестиционным риском. Банк также получит сильную поддержку от недавно созданного офиса для иностранных инвестиций в инфраструктуру, в основном, для поддержки проектов в области транспорта и городского развития.

В-четвертых, продвижение «узкоспециализированных инвестиций в инфраструктуру» в качестве нового международного стандарта. Правительство Японии планирует продвигать наиболее интересные проекты путем организации конференций, семинаров или учебных поездок в сотрудничестве с международными организациями, такими как Всемирный банк или АБР. В ходе обучения японские инженеры поделятся своим опытом и ноу-хау.

Примеры проектов JAPR включают строительство метро в Дели, Индия, а также мост Нхат Тан, крупнейший подвесной мост во Вьетнаме.

Китай был первым

Японская программа является ответом на концепцию » Китайские мечты «Какие представленный в 2013 году президент КНР Си Цзиньпин, который является видением развития страны на ближайшие годы.

отзыв стратегия "великого возрождения китайского народа" основан на предположении о «двух целях к столетию столетия» (две сотни). К 2021 году КНР должна стать обществом умеренного процветания. Именно тогда наступит столетие деятельности Коммунистической партии. До тех пор, как ожидается, ВВП на душу населения увеличится на 100 процентов, достигнув уровня 10 000 долларов в год. К 2049 году, когда наступит сотая годовщина создания Китайской Народной Республики, Китай будет причислен к числу развитых стран. Вся стратегия была представлена ​​более подробно в книге «Правление Китая», написанной президентом Си Цзиньпином.

По словам доктора. Роберт Лоуренс Куна, который консультировал китайское правительство в течение многих лет и выступил в качестве ключевого докладчика во время торжественной премьеры книги «Управление Китаем», «концепция китайской мечты основана на 4 столпах: сильный Китай (в экономическом, военном, политическом отношении), китайская гармония (равенство между социальными классами». ), красивый Китай (забота о природной среде) и цивилизованный Китай (развитие культуры и искусства) ».

Китай хочет сыграть роль азиатской финансовой столицы. Вот почему Пекин сосредоточил свою деятельность на трех ключевых областях.

Прежде всего, он представил стратегию Нового Шелкового пути, которая предполагает создание транспортных коридоров на евразийском пространстве.

Во-вторых, правительственная администрация Китая активно начала продвигать национальную валюту юаня (юань), пытаясь сделать ее более конкурентоспособной по отношению к доллару и увеличить свою долю в международных расчетах.

В-третьих, Китай хочет быть ответственной державой, которая вносит больший вклад в глобальное развитие. Поэтому по инициативе Пекина были созданы новые финансовые институты, предлагающие помощь в целях развития азиатским странам и дополняющие деятельность Всемирного банка и Международного валютного фонда.

>> Читайте также: Денежная дипломатия

китайский идея он имеет огромный импульс и охватывает страны, лежащие на трех континентах. Проект предполагает создание транспортных коридоров на евразийском пространстве, которые соединят Китай с его важнейшим торговым партнером - Европейским союзом. Только в 2014 году оборот Китая с ЕС составил 615 миллиардов долларов. долларов. Пекинская инициатива, связывающая противоположные стороны Евразии, может стать важной вехой в отношениях Китая и ЕС, особенно в контексте 40-летия сотрудничества в этом году.

Наиболее важные государственные институты Китая (Национальная комиссия по развитию и реформам - NDRC, Министерство иностранных дел и Министерство экономики) совместно создали специальную группу экспертов, отвечающую за всестороннюю разработку концепции Си Цзиньпина. Президент Китая признал стратегию Нового шелкового пути приоритетом своего президентства. Он представил подробные положения инициативы «Один пояс и один путь» 28 марта 2015 года во время ежегодной конференции Boo Forum, посвященной экономическому сотрудничеству стран Азии.

По данным китайских властей, проект охватит 65 стран, в которых проживают 4,5 миллиарда жителей. Экономический пояс Шелкового пути будет состоять из Экономического пояса Шелкового пути и Морских дорог (Морской шелковый путь XXI века).

Дорога Silk Belt свяжет Китай с Казахстаном, Ираном, Ираком, Сирией и Турцией. Проезжая через Стамбул и пролив Босфор, шелковый путь будет направляться в северо-восточную Европу, последовательно проходя через Болгарию, Румынию, Чехию, Германию и Нидерланды, вплоть до Италии. Морской шелковый пояс соединит Китай с Малайзией, Индией, Шри-Ланкой, Кенией и мысом Горн. Затем морской путь пройдет через Красное море и Средиземное море, вплоть до Греции и Италии, чтобы пересечь в Венеции дорожный шелковый пояс.

Создание новых транзитных коридоров должно помочь Китаю укрепить геополитическое могущество страны, обеспечить поставки энергоресурсов, сократить сальдо торгового баланса и продавать китайскую продукцию на внешних рынках.

>> Читать: В начале нового Шелкового пути Китай дает 40 миллиардов долларов.

Пекин создает Азиатский всемирный банк

Ключевым элементом китайской стратегии, как мы уже писали в Финансовой обсерватории, является Азиатский Инфраструктурный Инвестиционный Банк (ABII). С таким большим финансовые излишки Китай может создать банк в одиночку. Однако было решено пригласить к сотрудничеству как можно больше стран. Наконец, среди основателей ABII было 57 стран, в том числе 4 страны из группы G8 и 13 стран из группы G20. По мнению многих комментаторов, неудачные действия, предпринятые Японией, США и международными организациями, способствовали успеху ABII. Государства-члены Всемирного банка и МВФ стремились оказать большее влияние на процессы принятия решений в этих учреждениях. Однако отсутствие реформ и реагирование на текущую критику привело к тому, что на рубеже 2013 и 2014 годов некоторые развивающиеся страны решили создать свои собственные международные институты для финансирования инвестиций в инфраструктуру в Азии.

Как часть бюджета в 100 миллиардов ABII, будет расширена региональная сеть транспортных связей. Еще 100 миллиардов долларов будет потрачено Новым банком развития, основанным странами БРИКС. NBR предоставит акционерный капитал для инфраструктурных проектов на сумму 4,5 триллиона долларов. Кроме того, банк создал специальный финансовый резерв, задействованный в чрезвычайных ситуациях и предоставленный в распоряжение стран, переживающих экономический кризис. Оба учреждения должны начать работу в 2016 году.

И Япония (занимающая доминирующее положение в Азиатском банке развития), и Соединенные Штаты (играющие ключевую роль во Всемирном банке) не решили стать членом ABII. Вашингтон и Токио пришли к китайской инициативе с запасом, тем более что не ясно, какую реальную роль сыграет Китай в конце концов. Будет ли это китайский банк во главе с коммунистическими властями в Пекине, банк, в котором Китай будет иметь важный, но не решающий голос, или, возможно, новый международный институт, действующий в соответствии с лучшими мировыми практиками, концепция которого была изобретена только в Пекине.

И Всемирный банк, Международный валютный фонд и Азиатский банк развития теперь опасаются, что их лучшие специалисты не будут приняты развивающимися финансовыми институтами в Азии. Таким образом, началась новая глава в попытках стать лидерами в регионе. Экономический игровой процесс в Центральной и Юго-Восточной Азии становится все более и более интересным.

Экономическое будущее Азии

В последнее время на линии Токио-Пекин произошла явная эскалация напряженности. Каждое новое решение или инициатива воспринимались другой стороной как угроза или вызов. Китай и Пекин говорили о необходимости расширения сети связи и реализации проектов, позволяющих более эффективно управлять энергетикой или водоснабжением. На основе реализации инвестиций в инфраструктуру были созданы альтернативные концепции регионального развития, причем каждый проект адресован одним и тем же получателям. Кроме того, каждое государство усилило свои военные позиции, объявив, что оно делает это для повышения безопасности в регионе.

Сегодня Китай и Япония являются второй и третьей экономикой в ​​мире. Обе страны всегда объединяли прочные экономические связи, но теперь обе державы борются за лидерство в Азии. Китай начал усиливать свое политическое и экономическое влияние, чтобы стать главным игроком в регионе и ослабить позиции Японии, США и России.

Финансовым преимуществом в конкуренции азиатских держав сегодня является Китай, но успех будет определяться не только деньгами, но и оперативными возможностями. ABII планировал начать кредитование с начала следующего года. Однако вскоре выяснилось, что банк вряд ли достигнет полной операционной мощности к концу этого года, и он не начнет предоставлять первые кредиты с начала 2016 года, как первоначально планировалось. Эту ситуацию может использовать Япония, которая основывает свою программу на уже существующих механизмах помощи и может начать свою деятельность раньше, чем Китай, даже если это будет только деятельность средств массовой информации.

Есть еще одна точка зрения более мелких азиатских стран. Согласно прогнозу ABR, Азия должна выделить 8 триллионов долларов США к 2020 году, чтобы сохранить текущую динамику экономического роста. Средства следует использовать в первую очередь для развития узкоспециализированных инфраструктурных проектов.

Азиатские страны нуждаются в огромной финансовой поддержке. И китайские, и японские инициативы, деятельность Всемирного банка и ABR не в состоянии удовлетворить такой огромный спрос. Таким образом, чем больше будет новых инициатив и будет увеличиваться объем доступных средств, тем более выгодными будут отдельные страны региона. Новые проекты могут дополнять друг друга, создавая беспроигрышную ситуацию для каждого игрока.

Автор является специалистом в области маркетинга и коммуникаций, ранее работал, в том числе в Национальном банке Польши и EY.